Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
- Сенсорное развитие:
- развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
-развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движений; развитие межполушарного взаимодействия.
- Формирование пространственно-временных представлений:
-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классная комната);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов;
- формирование умения ориентироваться во времени: время суток, дни недели, времена года.
- Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слогов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
- Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно- моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
- Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентироваться в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
- Формирование навыка письма, чтения:
- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу, заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи, актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова, зрительно-слуховые диктанты;
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв, чтение слоговых таблиц, составление слогов, слов из предложенных букв, чтение слов, предложений, составление предложений из слов, графические диктанты.
- Формирование вычислительных навыков и навыков решения задач:
- формирование понятия числа, числовой последовательности;
- вычислительных навыков, навыка решения задач разного типа;
- понятия о геометрических формах, построениях.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырех до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе обучающегося.